Рычкова Лидия Сергеевна

Должность: профессор кафедры

Член специализированного Диссертационного совета Д 999.060.02 по общей и педагогической психологии.

Работает в ЮУрГУ с 1998 года. Ветеран ЮУрГУ.

Ученая степень: доктор медицинских наук

Ученое звание: профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук (РАЕН) по Челябинскому региональному отделению (2011г.).

Присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования» (2009г.).

Магистр-психолог, сертифицированный психотерапевт, практикующий врач психиатр высшей категории, член Совета специалистов специального (коррекционного) образования при Министерстве Образования и Науки Челябинской области, председатель секции «Специальная психология» Регионального отделения Российского психологического общества,  профессор-консультант Центра психического здоровья детей при Челябинской областной клинической специализированной психоневрологической больнице №1.


Преподаваемые дисциплины:

🔷 Специальная психология,

🔷 Психология аномального развития,

🔷 Психопатология детского возраста (психиатрия),

🔷 Психологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья,

🔷 Психология отклоняющегося поведения,

🔷 Диагностика и коррекция аномального поведения в период подросткового криза,

🔷 Невропатология,

🔷 Психолого-педагогическое сопровождение с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального (коррекционного) образования,

🔷 Психология зависимостей,

🔷 Аддиктивные расстройства,

🔷 Психокоррекция и психотерапия,

🔷 Методологические основы психологии.

 

Профессиональное образование:

2016 г. Магистратура по специальности «Психология» в Челябинском государственном университете.

2004 г. Защита докторской диссертации в Томском НИИ Психиатрии Сибирского Отделения РАМН.

1985 г. Защита кандидатской диссертации в Московском НИИ психиатрии МЗ РФ.

1974 г. Лечебный факультет Челябинского государственного медицинского института.

 

Профессиональная переподготовка:

2019 г. «Педагогические технологии в SMART-университете» ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»

2008 г. «Психотерапия» ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

 

Повышение квалификации:

2020 г. «Психотерапия» (144 ч) ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России

2020 г. «Мотивационное консультирование в наркологической практике» (36 ч) ФГБУ  «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения РФ

2020 г. «Детская и подростковая аддиктология» (72 ч) ФГБУ  «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения РФ

2019 г. «Организационные и педагогические основы инклюзивного высшего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» (72 ч) ФГАОУ ВО  «ЮУрГУ (НИУ)»

2018 г. «Индивидуализация в образовательном и тренировочном процессах» (16 ч) ФГАОУ ВО  «ЮУрГУ (НИУ)»

2018 г. «Возможности использования потенциала ТРИЗ и ТРТЛ в модернизации вузовских дисциплин» (100 ч) ФГАОУ ВО  «ЮУрГУ (НИУ)»

2017 г. «Современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя Вуза (с применением электронного обучения» (72 ч) ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

2014 г. «Развитие творческого воображения» (140 ч) ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ)

2014 г. «Профилактика психологических травм и психология безопасности специалистов по энергосбережению, работающих в условиях чрезвычайных ситуаций» (72 ч) ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ)

2013 г. «Психофизиологические основы преподавательской деятельности» (100 ч) ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ)

2013 г. «Психология и педагогика высшей школы» (160 ч) ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ)

2013 г. «Английский язык» (130 ч) ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ)

2011 г. «Английский язык» (100 ч) ГОУ ВПО «ЮУрГУ»

 

Общий стаж работы: 48 лет

Научно-педагогический стаж: 44 года

 

Психологическое кредо: Tempora mutantur et nos mutamur in illis (лат.). Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

Жизненное кредо: Per aspera ad astra (лат.). Через тернии к звездам.

Профессиональное кредо: Тому, кто не постиг науки добра, никакая иная наука не принесет пользы (Мишель де Монтень, XVI в.).

Интервью: https://psydep.susu.ru/avtor-rychkova-l-s/

Контакты:

E-mail: rychkovaly@mail.ru

Публикации

Анализ публикационной активности автора — eLIBRARY.RU по ссылке:https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=656168

Список публикаций eLIBRARY.RU https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=656168

Монографии:

📌 Рычкова, Л.С. Школьная дезадаптация у лиц  с ограниченными возможностями здоровья: Монография. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2018. – 198 с.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: Монография. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2018. – 151 с.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Медико-психологические аспекты школьной дезадаптации у детей с интеллектуальными затруднениями: Монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 157 с.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:

 📌 Рычкова, Л.С. Специальная психология: учеб. пособие/ Л.С. Рычкова.– Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2017.– 156 с.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие/ Л.С. Рычкова. – Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2013. –134 с.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Психосоциальная реабилитация детей и подростков, страдающих психическими и поведенческими расстройствами. Учеб. пособие. / Л.С. Рычкова, Е.В. Малинина, А.М. Косов, Т.А. Смирнова – Челябинск: Изд-во Пирс, 2009. – 80 с.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова Л.С. Коррекция психического развития: Учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 47 с.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова Л.С. Комплексная экспертиза и реабилитация лиц с нарушением психофизического развития: Учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 64 с.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Психология отклоняющегося поведения: аддиктивные расстройства. Учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 114 с.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Основы психопатологии детского возраста / Л.С. Рычкова. –  Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2005. – 93 с.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 📌 Рычкова, Л.С. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2–7-летнего возраста: учебно-практическое пособие / Л.С. Рычкова, Г.Н. Лаврова. – Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2001. – 256 с.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Психопатология детского возраста: умственная отсталость: учебное пособие / Л.С. Рычкова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 50 с.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ:

 📌 Рычкова, Л.С. Реализация психолого-педагогических подходов к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья / Наука ЮУрГУ. – 2018.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Л.С. Рычкова, Т.А. Смирнова, А.М. Косов, О.Б. Конева. «Аффективные расстройства как предикторы суицидального поведения у детей и подростков». Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области № 4 (15), Т.4., 2016. С. 104 – 109.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Инклюзивное образование как междисциплинарный подход в реабилитации детей с нервно-психическими расстройствами / Л.С. Рычкова, Г.С Трофимова, О.Б. Конева, А.Ю. Чебан // Междисциплинарные подходы к реабилитации детей и подростков с психическими расстройствами: сб. материалов областной науч.-практ. Конференции / под ред. Т.В. Раевой, Е.В. Малининой, Е.В. Матушкиной – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2015. – С. 60–65.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Л.С. Рычкова, Д.Ю. Гузанова. «Медико-психологические аспекты типологии школьной дезадаптации у детей с умственной отсталостью». Вестник ЮУрГУ №18. Серия «Психология», выпуск № 5. 2009. С. 62 – 68.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Социально-психологический статус семьи у детей с нарушением поведения / Л.С. Рычкова, Т.Н. Чижова, А.В. Подседова // Уральский медицинский журнал. Психиатрия. – 2008. – № 3(43). – С. 55 –58.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Особенности нейродинамических функций у детей в зависимости от их интеллектуального развития / Л.С. Рычкова, О.Ю. Герасимова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – Вып. 5. – № 4 (44). – С. 319 – 321.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова Л.С. Клиническая типология школьной дезадаптации у детей с легкой умственной отсталостью (клинико-психопатологические и социально-психологические аспекты): автореф. дис. … докт. мед. наук / Л.С. Рычкова. – Томск: ГУ НИИ ПЗ ТНЦ СО РАМН, 2004. – 42 с.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Клинические аспекты школьной дезадаптации у детей с легкой умственной отсталостью / Л.С. Рычкова // Рос. психиатр. журнал. – 2003. – № 4. – С. 57 – 59.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Клиническая типология школьной дезадаптации у детей с легкой умственной отсталостью / Л.С. Рычкова, Н.Е. Буторина // Социальная и клиническая психиатрия. – 2003. – Вып. 3. – С. 61 – 65.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Многоосевая диагностика и клиническая систематика школьной дезадаптации у детей с легкой умственной отсталостью / Л.С. Рычкова // Вестник ЮУрГУ. Вып. 2. Серия «Образование. Здравоохранение. Физическая культура». – 2003. – № 7(23). – С. 95 – 99.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Аддиктивные расстройства в структуре школьной дезадаптации у подростков с легкой умственной отсталостью / Л.С. Рычкова // Реабилитация в наркологии. – Томск: ТГУ. – 2002. – С. 84 – 88.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Роль средовых факторов в возникновении школьной дезадаптации у детей с легкой умственной отсталостью / Л.С. Рычкова // Первый Евразийский Конгресс по психиатрии, психологии и социальной педагогике детства и семьи: «Душевное здоровье детей XXI века». – Москва, 2001. – С. 352 – 353.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 📌 Рычкова, Л.С. Сравнительные клинико-психологические аспекты школьной дезадаптации у детей с проблемами развития / Л.С. Рычкова // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2000. – С. 91 – 99.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Школьные дезадаптационные реакции у детей с легкой умственной отсталостью экзогенной этиологии / Л.С.Рычкова // Тезисы докладов XIII съезда психиатров России. – М., 2000. – С. 139.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. О некоторых причинах гипердиагностики олигофрении / Л.С. Рычкова, Е.Б. Занин, И.В. Куприн // Тезисы докладов ХХ Всемирного конгресса психиатров. – Мадрид, Испания, 1996. – С. 1.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Организация системы раннего выявления психического недоразвития у детей / Л.С. Рычкова, А.Р. Бауэр, Т.Н. Колесниченко // Актуальные вопросы подростковой психиатрии и наркологии. – Томск-Омск, 1991. – С. 35 – 36.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Бензиновая токсикомания в структуре синдрома уходов и бродяжничества / Л.С. Рычкова, А.Л. Сашенков // Тезисы докладов VI Всероссийского съезда психиатров. – М., 1990. – С. 375 – 376.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Роль семьи в профилактике синдрома уходов и бродяжничества у детей и подростков / Л.С. Рычкова, Е.Б. Занин, В.А. Сергеев // Тезисы докладов II Международной конференции ассоциации семейной терапии. – Польша, Краков, 1990. – С. 57.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Рычкова, Л.С. Особенности клинических критериев алкоголизма в подростковом возрасте / Л.С. Рычкова, И.В. Шадрина, О.И. Пилявская // Тезисы докладов IХ симпозиума социалистических стран. – Польша, Краков, 1988. – С. 155 – 156.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

📌 Клинические особенности раннего алкоголизма у подростков с легкой степенью дебильности экзогенной этиологии / Л.С. Рычкова // Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. – М; 1986. – Т. LXXXVI. – Выпуск 3. – С. 394 – 398.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________