Методика диагностики готовности к обучению в школе (2007)

Аббревиатура (акроним): ГОШ
Авторы: Мельникова Н.Н., Полев Д.М., Елагина О.Б.
Издатель: Авторы.
Цель: Определение степени готовности ребёнка к обучению в школе, прогнозирование успешности обучения в школе, предсказание возможных учебных трудностей ребёнка.
Категория обследуемых: Дети 6-7 лет, поступающие в общеобразовательную школу.
Год выпуска и года переизданий: 2007 (4-я версия).
Шкалы (количество и название): 3 блока с условными названиями: 1) природная составляющая интеллекта (ПСИ), 2) культурная составляющая интеллекта (КСИ), 3) психическая регуляция (ПР).
Названия субтестов в блоках и изучаемые параметры:
Блок 1 (особенности функционирования познавательных процессов): 1) Простые аналогии – умение выделять связи и отношения между объектами. 2) Выбор фигур – способность оперировать несколькими признаками при анализе объекта. 3) Эскизы – беглость и гибкость продуктивного мышления. 4) «Метод двойной стимуляции» (МДС) – глубина обработки информации при запоминании.
Блок 2 (имеющиеся знания, умения, навыки) 5) Осведомлённость – запас относительно простых сведений и знаний о мире. 6) Понятливость – сформированность начальных представлений об основных закономерностях природных и социальных явлений. 7) Пересказ текста – развитие речи. 8) Арифметический – степень освоенности простейших арифметических операций.
Блок 3 (психическая регуляция) 1) Диагностика учебной мотивации» (ДУМ-1) – иерархия мотивов, связанных с учебной деятельностью. 2) Групповая экспресс-диагностика РВГ – расстройство внимания при гиперактивности (используется, как дополнительный показатель для уточнения прогноза). 3) Структурированное наблюдение за поведением во время тестирования – тестовая тревожность (используется, как дополнительный показатель для уточнения прогноза). 4) Анализ графических показателей, полученных в процессе тестирования (субтесты Линеограммы, Эскизы) – тревожность (используется, как дополнительный показатель для уточнения прогноза).
Время проведения: 40 мин.
Сферы применения: Определение степени готовности ребёнка к обучению в школе. Методика не предназначена для отбора детей в лицейские и гимназические классы, для выявления детей с задержкой психического развития, а также не может использоваться для оценки качества образовательного процесса в ДОУ.