I ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ РОССИИ»

(г. Челябинск, 9-10 сентября 2008 г.)

В сентябре 2008 г. в Челябинске со­стоялась Всероссийская конференция «Со­временная психодиагностика в изменяю­щейся России», организованная на базе фа­культета психологии Южно-Уральского го­сударственного университета. В её работе приняли участие более 276 человек из Моск­вы, Санкт-Петербурга, Киева, Смоленска, Ярославля, Тюмени, Екатеринбурга и других городов России и ближнего зарубежья.

В задачи конференции входило обозна­чение наиболее существенных проблем пси­ходиагностики в современной России, обсу­ждение стратегических линий развития это­го направления, а также обобщение отечест­венного опыта создания психодиагностиче­ского инструментария.

Непосредственно перед началом кон­ференции 7-8 сентября 2008 г. в г. Чебаркуль Челябинской области, на озере Еловое, был проведён тематический семинар «Ак­туальные проблемы современной психодиагностики», уже получивший в народе на­звание «чебаркульский». В его работе при­няли участие Н.А. Батурин (Челябинск), Л.Ф. Бурлачук (Киев), А. Г. Шмелев (Моск­ва), С.Б. Малых (Москва), С.А. Маничев (Санкт-Петербург), В.Е. Орел (Ярославль). На семинаре рассматривались такие вопро­сы, как психодиагностический потенциал России, возможности создания профессио­нального сообщества, формирования банка отечественных методик, а также повыше­ния общей культуры психодиагностической работы. Здесь же обсуждались организаци­онные вопросы, связанные с созданием структур, призванных способствовать ре­шению поставленных задач, создание сис­темы сертификации психодиагностов-пользователей, психодиагностических мето­дик и услуг; в связи с проблемами психоди­агностики затрагивались вопросы этическо­го кодекса психологов-психодиагностов, обсуждался Меморандум фирм произво­дителей.

Обозначенные на тематическом семи­наре вопросы содержательно были развиты на конференции 9-10 сентября 2008 г. в Че­лябинске.

Пленарное заседание открыл доклад Н.А. Батурина (Челябинск) «Современная психодиагностика в России», в котором бы­ла обозначена проблема кризиса психодиаг­ностики в России, выделены признаки и причины такого кризиса. Среди них: ни­чтожно малое количество в России психоло­гов — профессиональных разработчиков тес­тов; недостаток полноценных отечественных методик, таких, которые могли бы на равных конкурировать с известными зарубежными методиками; низкая психодиагностическая и, особенно, психометрическая культура психологов-пользователей тестов; порочная практика свободного распространения психодиагностических методик, сложившаяся у нас в стране. В докладе также были отмече­ны пробелы в психодиагностической подго­товке специалистов-психологов. В частно­сти: недостаточное количество серьёзных отечественных учебников по современной психодиагностике, отсутствие в программах магистратуры и аспирантуры курса «Психо­метрика», а главное отсутствие направлений подготовки в магистратуре и аспирантуре, формальные сложности, касающиеся защиты вновь разработанных методик в диссертаци­онных советах.

Острую тему кризиса психодиагности­ки продолжил Л. Ф. Бурлачук (Киев) с докла­дом «Психодиагностика сегодня: решение, проблемы, перспективы», где рассматрива­лись возможные стратегии развития психо­диагностики, обсуждались имеющиеся ре­сурсы и вероятные риски. Ставился полемический вопрос о целесообразности адапта­ции зарубежных методик или же необходи­мости делать ставку на создание собствен­ных методик.

Организационные вопросы были подня­ты С.А. Маничевым (Санкт-Петербург). В своём докладе «Система сертификации прак­тических психологов, продуктов деятельно­сти и услуг» он изложил принципы и задачи сертификации в области психологических услуг, ознакомил слушателей с уже имею­щимися документами и структурами, обо­значил области, требующие дальнейшей раз­работки. Доклад «Методы оценки уровня профессиональной подготовки психологовдиагностов» был представлен А.Г. Шмеле­вым (Москва). В качестве основных методов сбора информации о подготовке психолога- диагноста, зарекомендовавших себя в миро­вой практике, были обозначены: портфолио, стандартизированные, объективированные испытания и собеседование с участием эк­спертной комиссии. В докладе была под­чёркнута сложность процедуры оценки про­фессионализма психодиагностов, связанная с наличием ряда компетенций, которые не­возможно оценить с помощью стандартизи­рованных тестовых технологий. Как теоре­тическое развитие поставленных проблем прозвучал доклад Л.Я. Дорфмана (Пермь) «Эмпиризм и научный реализм в современной научной психологии».

Работу первого дня конференции про­должили открытые лекции. В своём выступ­лении «История развития психодиагностики в России и СССР»                   Л.Ф. Бурлачук (Киев) представил развёрнутый исторический экс­курс развития психодиагностики в нашей стране. Для слушателей были приоткрыты некоторые, казалось бы, потерянные страни­цы истории, факты, о которых долгое время умалчивалось, имена, которые были «забы­ты» по идеологическим соображениям. Та­кой экскурс позволил показать не случайность возникающих в настоящее время про­блем и закономерность сегодняшнего со­стояния психодиагностики в России. Боль­шой интерес вызвала лекция А.Г. Шмелева (Москва) «Об имущественных правах авто­ров в психодиагностике: при каких условиях все-таки выгоднее платить авторам, чем не платить?». Слушатели были посвящены в правовые тонкости и нюансы, касающиеся прав разработчиков методик, интернет технологиям прямого контакта разработчи­ков и пользователей психодиагностических методик.

Итогом первого дня конференции стала презентация Компендиума психодиагности­ческих методик, представленного лаборато­рией Психодиагностики Южно-Уральского Государственного Университета. В Компен­диуме собраны более 600 отечественных ме­тодик, включая период с 1907 по 2007 гг., многие из которых впервые стали достояни­ем широкого круга читателей.

Во второй день конференции работали семь секций, и был проведён круглый стол, касающийся проблем сертификации пси­ходиагностических методик, пользовате­лей и услуг.

Работа секции «Современные техноло­гии создания психодиагностических средств (рук. Н.А. Батурин и С.А. Маничев) была ско­нцентрирована вокруг двух главных задач: первая — это ознакомление с авторскими разработками последних лет; вторая — кри­тическое осмысление новых методов и средств, применяемых отечественными пси­хологами при разработке психодиагностиче­ского инструментария. Проблему точности профессиональной оценки, как метода пси­ходиагностики поставил                          Н.А. Батурин (Че­лябинск). В докладе были изложены базовые представления об оценке и намечены подхо­ды к управлению точностью профессиона­льной оценки посредством специального обучения оценщиков. Вопросам повышения точности профессиональной оценки также были посвящены выступления ИВ. Выбойщик, Н.Н. Мельниковой и Д. М. Полева (Челя­бинск). На секции также были представлены новые авторские методики. Среди них: Перм­ский вопросник Я (Л.Я. Дорфман, Пермь), методика диагностики эмоционального ин­теллекта (Л. Г. Матвеева иД.В. Горшенин, Че­лябинск), методика диагностики честности (А.А. Бормотов, Челябинск), нетсстовая ме­тодика диагностики интеллекта                                      (С. В. Ярошевская, Москва). В выступлениях акцент делался на новизну, внесённую авторами в процесс разработки методик, неординар­ность постановки диагностических задач, нестандартность теоретических подходов. Слушатели секции получили интересный опыт ознакомления с оригинальными автор­скими разработками.

Секцию «Психодиагностика личности и её развития (рук. Е.Л. Солдатова и Е.Л. До­ценко) открыл Е.Л. Доценко (Тюмень), кото­рый отметил сложность задач диагностики личности и неоднозначность исследуемых феноменов, в связи с чем подчеркнул важ­ность понимания автором специфики ис­пользуемого диагностического подхода и необходимость уточнения предмета диагно­стики. Среди докладов, представленных на секции, были сообщения, в которых излага­лись особенности создания и результаты психометрической проверки авторских ме­тодик. С методиками направленными на ди­агностику личности, переживающей норма­тивный кризис развития, познакомили слу­шателей E.JI. Солдатова и И.А. Шляпникова (Челябинск). Валидизации методики изуче­ния глобального отношения к себе и Миру посвящено выступление Е.В. Гудковой (Че­лябинск). Доклад, раскрывающий особенно­сти интервью, как метода диагностики рели­гиозной личности, представил М. В. Чумаков (Курган). В сообщении А. М. Коробовой (Че­лябинск) обсуждались особенности диагно­стики личности в семейном консультирова­нии. Завершил секцию доклад JI.C. Рычко­вой (Челябинск), которая обратилась к мето­дологическим принципам полипрофессионального подхода в исследовании личности ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Секция «Разработка технологий психо­диагностики динамики личности и группы» (рук. В. Г. Грязева-Добшинская и В.Е. Орел) начала работу с обсуждения психометриче­ских и правовых проблем разработки и рас­пространения авторских психодиагностиче­ских методик, которые обозначил В.Е. Орёл (Ярославль). Далее на секции были пред­ставлены разработки технологий психодиаг­ностики динамики личности и группы, вы­полненные под руководством В.Г. Грязевой- Добшинской (Челябинск). В докладах рассматривались такие вопросы, как интегра­ция методов проекции и психосемантики (В.Г. Грязева-Добшинская), психометриче­ские проблемы исследования динамики мо­тивации творчества (Н.В. Маркина, Челя­бинск), исследования эффектов личностных воздействий в группе (Е.И. Наливайко, Че­лябинск), диагностика развития личности как субъекта культуры                   (А.С. Мальцева, Че­лябинск), прогноз толерантности к творче­ской личности (Н.Ю. Бакунчик, Челябинск). На секции также обсуждались психометрические проблемы новых психодиагностиче­ских методик: исследования системно-динамических тенденций в группе и дина­мики амбивалентных переживаний Я (П.С. Глухов, А.Е. Иванов, Челябинск).

Заседание секции «Актуальные вопро­сы психодиагностики в клинической психо­логии» (рук. М.А. Беребин) проводилось со­вместно с заседанием общества врачей- психотерапевтов и медицинских психологов учреждений здравоохранения Челябинской области. В интерактивном режиме прозвучали доклады О.Ю. Щелковой и К.Р. Червинской (Санкт-Петербург), где обсуждались задачи психологической диагностики в кли­нической медицине и принципы извлечения экспертных знаний на моделях медицинской психодиагностики. Представленные в этих докладах направления получили развитие в сообщениях сотрудников кафедры клиниче­ской психологии ЮУрГУ и медицинских психологов, работающих в лечебных учреж­дениях Челябинска и области. С «таблич­ным» методом дифференциальной психоди­агностики органического расстройства лич­ности при военной экспертизе познакомила слушателей А.Ю. Рязанова (Челябинск). Судебно-психологической экспертизе критич­ности у подростков был посвящён доклад К.В. Мещеряковой (Челябинск), а диагности­ке синдрома гиперактивности — сообщение Е.С. Правило (Челябинск). С особенностями психометрической оценки в нейропсихологи- ческой диагностике дошкольников познако­мила слушателей А. В. Астаева (Челябинск).

Работа секции «Психодиагностика спо­собностей и интеллекта» (рук. Л.Г. Мат­веева и С.Б. Малых) строилась вокруг обсу­ждения вопроса об особенностях диагности­ки когнитивных способностей у детей и взрослых. Было высказано мнение, что при­меняемые для этих целей диагностические программы должны содержать достаточно четкие критерии их дифференциации. В рамках работы секции была продемонстри­рована компьютерная программа диагности­ки когнитивных способностей                       (О.А. Драганова, Санкт-Петербург). На секции также рассматривались вопросы разработки кор­рекционных программ для детей и взрослых, основанных на данных психодиагностиче­ского обследования. Обсуждение коснулось и проблемы применения методов диагности­ки когнитивных способностей с целью отбо­ра кадров.

Секция «Психодиагностика в профес­сиональной деятельности и бизнесе» (рук. Н.Н Мельникова и А.Г. Шмелев) имела вы­раженную практическую направленность. Актуальные задачи психодиагностики в со­временных организациях выделила в своём докладе И.М. Марковская (Челябинск). Опыт работы в рамках компетентностного подхода был представлен в сообщении Ю.В. Всемирновой (Челябинск). Сложные вопросы, ка­сающиеся ошибок профессионального оценивания и обучения оценщиков, обсуждались в выступлениях Г. В. Карлышева к Д. М. Пале­ва (Челябинск). Доклады вызвали бурную дискуссию участников, в ходе которой об­суждались вопросы координации действий и налаживания конструктивного диалога психолога-диагноста и заказчика-предпринимателя, была поставлена проблема активного формирования запроса со стороны психоло­га, необходимость обозначения психологом собственной позиции и роли при работе с бизнес-структурами. В ходе дискуссии об­суждались также этические вопросы, кассающиеся представления результатов диагно­стики заказчику.

Секцию «Современные проективные методики» (рук. В.Г. Грязева-Добшинская и JI.Ф. Бурлачук) открыл доклад Л.Ф.Бурлачука (Киев), посвящённый истории и пер­спективам развития проективной психодиагностики. Вопросы психометрической обос­нованности проективных тестов затронула в своём выступлении Т. С. Чуйкова (Уфа). Не­сколько докладов были посвящены исполь­зованию теста Роршаха в научных исследо­ваниях различной тематики. С данными ис­следований творческой активности и креа­тивных ресурсов с помощью теста Роршаха познакомили слушателей В.Г. Грязева-Добшинская, Е.И. Наливайко,                  Н.Ю. Бакунчик, А.С. Спесивцева (Челябинск,); изучению типа переживаний и их соотношений с различны­ми личностными и культурными феномена­ми были посвящены сообщения Н.В. Марки­ной и П.Н. Ульяновой (Челябинск).

Во второй половине дня состоялся круглый стол «Сертификация психологов- полъзователей, методик и услуг» (рук. Н.А. Батурин, С.А. Маничев, А.Г. Шмелёв), где обсуждались вопросы, связанные с вне­дрением системы сертификации в России. В ходе дискуссии были выделены как положи­тельные моменты сертификации, так и воз­можные негативные эффекты. Было выска­зано мнение о том, что введение системы сертификации может стимулировать повы­шение качества психодиагностических ус­луг, и, как следствие, изменение общего от­ношения к психодиагностике в положитель­ную сторону. Однако, отмечалось, что сер­тификация не должна ограничивать права специалистов, в связи с чем подчёркивался добровольный принцип этой процедуры. В рамках круглого стола обсуждались также финансовые и организационные вопросы процедуры сертификации.

По итогам конференции были приняты следующие решения:

  1. Для обучения и подготовки высоко­квалифицированных специалистов в области психодиагностики обратиться в УМО уни­верситетов для введения в число программ магистратуры направления «Психодиагно­стика». Выступить с обращением в Мини­стерство образования и науки о введение в аспирантуре специальности Психодиагности­ка, а в перспективе выйти с предложением в ВАК РФ о восстановлении в числе научных специальностей специальность «Дифферен­циальная психология и психодиагностика».
  2. Проводить разъяснительную работу среди психодиагностов пользователей о том, что распространенные в России зарубежные методики (шкалы Векслера, MMPI, CPI, Амтхауэр и др.), во-первых, давно устарели, во-вторых, по своему происхождению в Рос­сии являются контрафактными. В связи с этим необходимо продолжить разработку отечественных методик и доведение уже разработанных методик до уровня междуна­родных требований. Для введения в практи­ку использования зарубежных тестов полу­чать юридически оформленные права на адаптацию, стандартизацию и использова­ние от обладателей прав на данную методи­ку, а затем доводить ее характеристики до соответствия международным правилам ада­птации, разработанным ITC.
  3. Обратиться к издателям психодиагно­стических методик в России с требованием о соблюдении правил издания и распростране­ния методик в соответствии с Постановлени­ем Президиума РПО от 04.07.2008 г.
  4. Для приведения в соответствие со­временному уровню знаний и умений, полу­чаемых студентами факультетов психологии университетов, просить

УМО по психологии поручить автори­тетным специалистам в области психодиаг­ностики пересмотреть Программы по курсам Психодиагностика и Практикуму по психо­диагностике при подготовке бакалавров, специалистов и магистров по психологии. Рекомендовать университетам ввести учеб­ные курсы по «Современной психодиагно­стике», со специфическим содержанием, при подготовке специалистов к работе в различ­ных сферах практической деятельности (об­разование, бизнес, клиническая психология).