Профессионально-этические принципы в психодиагностике.

Специалист в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия на них, а это налагает огромную ответственность:
Результаты психологических исследований всегда имеют личностный смысл для обследуемого.

Важнейшее требование профессиональной этики психолога — не причинить морального ущерба личности.

Психодиагностическим исследованиям должен быть чужд дух «наклеивания ярлыков», предвзятого отношения к обследуемому.

Как обоюдоострое оружие — диагностическая методика, тест, может быть доверено только специалистам, имеющим необходимый опыт работы (а в случае функционирования системы контроля за профессионально-этической деятельностью психологов — имеющим соответствующую лицензию).
Образец нормативно-правового регулирования психодиагностической, деятельности психолога — многочисленные и постоянно дополняемые документы Американской психологической ассоциацией.

  1. Тесты должны отвечать требованиям — в «Стандартах для психологических и образовательных тестов».
  2. Деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения».
  3. Выполнение Кодекса этики обеспечивается действиями Комитета APA по этике, занимающегося расследованием жалоб на членов ассоциации и вынесением по ним решений.
  4. Правила и порядок работы этого комитета, годовые отчеты о его деятельности, публикуются в журнале «Американский психолог»— официальном печатном органе APA.
  5. Подготовлен справочник с комментариями и иллюстрациями применения этических норм.
  6. Американская психологическая ассоциация через свои многочисленные бюро и комитеты: обеспечивает руководством и информацией своих членов, осуществляет текущий контроль за событиями, распространяет стандарты, инструкции, положения и заявления по вопросам, которые могут представлять проблему для практикующих психологов.
  7. Американская психологическая ассоциация издала Общие инструкции для поставщиков психологических услуг и Специальные инструкции по поставкам для оказания помощи тем, кто занимается профессионально психологической практикой.
  8. Комитет APA по психологическим тестам и психологической оценке CPTA — занимается рассмотрением проблем практики надежного тестирования и оценки, обеспечением технического консультирования в отношении такой практики.
  9. Комитет СРТА также анализирует работу Объединенного комитета по практике тестирования JCTP., который разработал Кодекс честной практики тестирования в образовании (1988).
  10. Также комитет JCTP готовит «Положение о правах и обязанностях лиц, проходящих тестирование».
  11. В 1993 г. создан Совет по тестированию и оценке при поддержке министерств обороны, просвещения и труда.

Этические принципы психодиагностического обследования:

  • осознание испытуемым цели обследования, цели и способов её использования,
  • право на отказ от психологического обследования,

Информирование обследуемого об использовании полученных результатов:

  • когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения,
  • результаты обследования, по личной просьбе, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если человек не дает на это согласия.

если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты обследования должны быть сообщены в официальные органы, испытуемый должен быть поставлен об этом в известность.

  • при тестировании детей до 16 лет необходимо согласие самого ребенка и его родителей,
  • родителям должны быть сообщены результаты тестирования,
  • доступ к полученным результатам подлежит строгому контролю,
  • обследуемый имеет право знать о результатах тестирования в доступном для него виде сведения о целях тестирования, а также о том, как будут использованы полученные результаты.
  • при сообщении результатов учитывать особенности человека, которому они предназначены,
  • человеку не должны сообщаться результаты его обследования без интерпретации специалистами.

Предание гласности даже каких-либо отдельных заданий теста может сделать невалидным последующее применение теста к другим людям.

Публикация тестов в широкой печати может привести к формированию психологически вредящих самооценок у некоторых читателей, когда результаты самопроверки противоречат представлениям о себе.

Так в США учреждена Ассоциация издателей тестов. Члены этой организации взяли на себя обязательство следовать принципу честности в распространении своей продукции, а также содействовать повышению их ценности в глазах общественности.

В популярных изданиях авторы-психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну, описывать смысл диагностических приемов, знание которых испытуемыми существенно вредит валидности методики.

В связи с этим выделяют перечень принципов социальной нравственности, которые касаются каждого специалиста, в той или иной степени работает с людьми.Эти принципызакреплены в нормах Международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов:

Принципы социальной нравственности:

  • принцип ответственности (исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации);
  • принцип компетентности (знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование);
  • принцип этической и юридической правомочности (использование полученной информации в рамках действующего законодательства);
  • принцип квалифицированной пропаганды психологии (организация работы с целью создать у испытуемого в результате исследований благоприятное впечатления о психологической диагностике);
  • принцип конфиденциальности (неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности);
  • принцип благополучия испытуемого (испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшить свое психологическое и соматическое состояние, а также материальное положение. Ему не должен быть нанесен вред);
  • принцип профессиональной кооперации (возможность обмена психологической информацией в целях повышения качества методической и организационной практики, а также психодиагностической оценки испытуемых);
  • принцип информирования клиента о целях обследования (испытуемый должен представлять общие задачи психодиагностики, но это не касается ситуаций, когда принцип скрытности заложен в саму методику оценки);
  • принцип морально-позитивного эффекта обследования (добиваться, чтобы у испытуемого в результате обследования и консультации улучшилось настроение и снизилась вероятность проявления негативных особенностей поведения);
  • принцип гражданственности и патриотизма (умелое сочетание принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает).